Это внешне они очень разные, а вот в судьбах у них очень много схожего. Оба ещё в детстве решили стать артистами, оба после школы приехали покорять Москву. И оба с первой попытки стали студентами престижных театральных вузов. Но долгое время были безвестны и не востребованы профессией, без которой себя не мыслили…
Такого Моцарта Товстоногов забраковал
Илья Олейников родился в Кишинёве, а Юрий Стоянов — неподалёку от тех мест, в селе Бородине Одесской области.
Олейников вырос в кишинёвском районе Магала, где жили ремесленники. Его отец Лев Нафтулович делал шоры для лошадей, мама Клара Борисовна занималась домом и сыном. Родители прикладывали много усилий, чтобы воспитать мальчика хорошим и образованным...
В селе Бородине Николай и Евгения Стояновы (он врач, она педагог) проходили послевузовскую практику. Вскоре после рождения Юры семья перебралась в Одессу.
Маленького Илью интересовали комиксы в советских журналах и сатира в разных её проявлениях, он хотел стать комедийным артистом и мечтал сняться в индийском кино. А Юра долго не мог определиться: быть ему режиссёром или актёром? Благодаря бабушке билетёру каникулы он проводил в местном кинотеатре. В детстве начал писать стихи. А ещё он играл на гитаре, занимался фехтованием, учился в кружке киноактёра при Одесской киностудии.
После школы Олейников отправился в Москву и поступил в Государственное училище циркового и эстрадного искусства. После его окончания стал работать в оркестре знаменитого композитора Юрия Саульского — «ВИА-66». А потом ушёл в Ленконцерт — артистом разговорного жанра.
— Я парился до 1990 года, выступая на самых разных сценических площадках — от Калининграда до Чукотки, от Кремлёвского дворца до психбольницы, — вспоминает Олейников.
А Стоянов после школы поступил в ГИТИС. После учёбы попал в престижный питерский БДТ под руководством Товстоногова и даже получил роль Моцарта в спектакле «Амадеус». Но театральная карьера не сложилась. Режиссёр поставил на молодом актёре крест, и Стоянову стали перепадать безликие роли.
Артистический талант Олейникова вроде был признан — он даже становился лауреатом Всесоюзного конкурса артистов эстрады. Но долго не мог пробиться со своим напарником по сцене Романом Казаковым на телевидение…
Это всё же случилось в 1980 году. Первый эстрадный номер дуэта «Казаков и Олейников», который показали по телевизору, запомнился зрителям фразой «Вопрос, конечно, интересный» — она стала крылатой. В 1986 году Казаков умер, и Олейников остался без партнёра по сцене.
После смерти Казакова он выступал с Владимиром Границыным, Анатолием Гузенко. Но настоящий успех ему принесла работа с Юрием Стояновым.
— Отец всегда карабкался в профессии, — рассказывает Денис Клявер, сын Ильи Олейникова. — В его жизни не раз было так: он поднимается на несколько ступенек вверх — и вдруг они превращаются в скользкую горку. Лишь благодаря сильнейшему характеру он не только не сломался, но и дождался своего звёздного часа. Тогда отцу было уже почти 45 лет. Папа дождался Юру, а Юра — его...
Познакомились на «Анекдотах»
Судьба свела их в Ленинграде, на творческом вечере в Доме журналиста. Олейников служил в Ленконцерте, Стоянов был актёром БДТ. В тот вечер Юрий исполнял пародию на актёра Владислава Стржельчика.
— Юра настолько точно передал интонацию Стржельчика, как мог сделать только близкий ему человек! — восхищается Олейников. — Я даже подумал, что это его сын. Помню, пришёл домой и сказал жене: «А я сегодня видел сына Стржельчика!»
— Я тогда и подумать не мог, что эта встреча может к чемуто привести, и уж тем более к такому успеху, — признаётся Юрий Стоянов.
Они даже не подозревали, что скоро увидятся снова — на съёмочной площадке фильма Виктора Титова «Анекдоты».
Там Юрий Николаевич и Илья Львович узнали, что у них общий день рождения. 10 июля они принесли по бутылочке, чтобы отпраздновать с коллегами.
Фильм «Анекдоты» им славы не принёс, но после тех съёмок, в 1990 году, Олейникову и Стоянову предложили вести рубрику анекдотов на Ленинградском телевидении. Вскоре стало понятно, что рамки пятиминутной программы слишком тесны для их таланта...
«Городок» мог называться «Киргуду»
Программе «Городок», которую создали Олейников и Стоянов, в следующем году исполняется 20 лет. Для телевизионной передачи одного из главных каналов страны возраст солидный. Передача стала всенародной любимицей, она четырежды получала национальную телевизионную премию «ТЭФИ».
— Я очень хорошо помню своё знакомство с Юрой, мне тогда было 16 лет, — рассказывает сын Ильи Олейникова Денис Клявер.
— Он со своей семьёй пришёл к нам в гости, и мы вместе с моими родителями в нашей маленькой чудесной ленинградской квартирке встречали Новый, 1992 год. У папы был друг, которому из-за границы привезли видеокамеру. Тогда это была настоящая диковинка. После боя курантов я ушёл гулять с друзьями, и к моему возвращению на камеру была снята весёлая история. Утром папа пересмотрел эту кассету, позвонил Юре и сказал: «Давай попробуем сделать что-то вместе». Вот так в нашей квартире родился «Городок». Сначала программу хотели назвать «Киргуду». Но в эфир передача попала под названием «Городок». Первое время для съёмок использовались личные ресурсы — свои квартиры, гаражи, подъезды, какие-то вещи из дома... Потом, конечно, появилась профессиональная съёмочная группа, настоящие декорации.
Один — уступчивый, второй — напористый
Они смогли сделать карьеру и как киноартисты. Илья Олейников сыграл в фильмах «Двенадцать стульев», «Мастер и Маргарита», «Трое сверху», «Молодожёны», в 2008 году написал и сам поставил мюзикл «Пророк».
А Юрий Стоянов запомнился зрителю по ролям в картинах «Ландыш Серебристый», «Три полуграции», «12», «Шекспиру и не снилось», «Ласточкино гнездо», «Zолушка», «Человек у окна». А главным был и остаётся «Городок».
— Быть бок о бок столько лет и не поругаться — это что-то из области фантастики, — говорит Денис Клявер. — Раньше мне казалось, что они очень разные. Но со временем стало понятно, что они очень гармонично дополняют друг друга. К примеру, если мой папа — человек компромиссный, уступчивый, то Юра обладает лидерскими качествами, напористостью.
Наталья КОЛОБОВА